Г.Н. Бахитова

ДОУ № 17, с. Новожилкино Усольского р-на Иркутской области

 

Экологическое образование дошкольников

 

Известно, что двадцать первый век был объявлен международной организацией ЮНЕСКО как информационно-экологический. Это позволяет говорить о приоритетности экологического образования детей, в основе которого, по словам Ф. Майора, Генерального директора ЮНЕСКО, должно быть «Глобальное Воспитание»1.

Каким же образом экологическое образование может повлиять на развитие детей?

•          Экологическое развитие дошкольников (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Н. Захлебный, Д.Б. Эльконин и др.) тесно связано с нравственным, а значит, при организации работы с детьми необходимо больше внимания уделять тем видам детской деятельности, которые прививают детям экологическую культуру.

• Экологическое просвещение также связано с эмоциональной сферой ребенка (А.Н. Леонтьев), а значит, нужно так строить педагогическое общение, чтобы оно способствовало эмоциональным переживаниям (удивлению, восторженности, восхищению и т.д.) детей.

Работа в нашем детском саду по экологическому образованию детей строится по четырем взаимосвязанным блокам:

1. Природа – человеку (где заостряется внимание детей на эстетической и оздоровительной значимости природы).

2. Человек – природе (где показывается положительная и отрицательная деятельность человека).

3. Как сохранить природу (где дети знакомятся с правилами охраны природы).

4. Мы – защитники природы (участие в природоохранных мероприятиях).

Учитывая возраст малышей и особенности их мышления, используем разные методы: наблюдения, опыты, практическую деятельность.

Наблюдения позволяют детям увидеть внешние признаки (параметры) объектов природы, способствуют познанию природы. Эти впечатления дополняются художественными рассказами, рассматриванием иллюстраций, прослушиванием музыки; отражаются и закрепляются в изобразительной деятельности.

Опыты помогают сделать процесс обучения наиболее эффективным, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников.

Практическая деятельность детей в природе помогает нам определить уровень экологической воспитанности детей.

Важное значение в экологическом образовании наших воспитанников придаем дидактическим (например, «Отгадай, что загадано» - узнавание птиц по описанию, отражающему характерные признаки их внешнего вида; «Улетают или нет?» и т.д.) и элементам сюжетно-ролевых игр.

Эффективная работа по формированию основ экологической культуры детей проходит на участке детского сада, где у нас есть уголок леса, луга, поля для выращивания зерновых культур (рожь, пшеница, овес). Совместный труд родителей, педагогов и детей по выращиванию овощей на огороде приносит также хорошую прибавку к питанию детей в течение всего года.

Мы считаем, что важнейший момент воспитания экологической культуры, воспитания гражданской позиции – это участие в природоохранных акциях. Так, нами были проведены акции: «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время), «Покорми птичку!» (изготовление и распространение листовок с целью привлечения жителей села к нуждам братьев наших меньших), «Возрожденный лес» и др.

В заключении хотелось бы отметить, что период дошкольного детства – важнейший в развитии ребенка: приобретенные знания в этом возрасте в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения, но только в том случае, если педагогическая деятельность будет направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой.

 

__________________________

1 Зебзеева В. Воспитывать личность, обладающую «эксцентрическим сознанием» //ж-л «Дошк. вос-е». – 2006. - № 7. – с. 75.