Социально-психологическое тестирование

Методические рекомендации по подготовке и проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования

Методические рекомендации

по подготовке и проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и  профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Иркутской области.

Настоящие Методические рекомендации по подготовке и проведению социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования (далее – Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" (Приложение 9).

        Цель тестирования - раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ определена Федеральным законом от 07.06.2013 N120-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" (далее – Федеральный закон 120-ФЗ).

Пункт 2 статьи 53.1 Федерального Закона120-ФЗ  дает право органам местного самоуправления, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности участвовать в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, которые проводятся в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также самостоятельно разрабатывать и реализовывать комплексы таких мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В абзаце 3 статьи 53.3 Федерального Закона 120-ФЗ организация профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, в том числе осуществление иных установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации полномочий отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании.

       Организацию социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ Закона возлагает на образовательные организации.

     Приказом Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 утвержден Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования - далее Порядок (Приложение 10).

    Федеральный закон 120-ФЗ и Порядок  не устанавливают  минимальный возраст обучающихся для участия в социально-психологическом тестировании. В них нет четкого определения этапов проведения тестирования, неясно, следует ли понимать социально-психологическое тестирование и профилактические медицинские осмотры как два взаимосвязанных, последовательных  этапа. Порядок не исключает и не подтверждает участие муниципального органа местного самоуправления в сфере образования в организации и контроле проведения тестирования в подведомственных образовательных организациях. Пункт 9 Порядка не поясняет, что делать с пакетами. В пункте 10 Порядка неясно, о каком акте передачи результатов тестирования и кому, идет речь. Не указано, где хранятся пакеты с заполненными тестами.  Пункт 11 Порядка носит рекомендательный характер, не уточняет, каким образом должно быть выстроено взаимодействие регионального органа государственной власти в сфере образования с образовательными организациями по приему результатов социально-психологического тестирования. 

     Возникают и другие вопросы, связанные с проведением социально-психологического тестирования и взаимодействием с органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, по организации профилактических медицинских осмотров обучающихся. Так, например, неясно, каким образом направляются поименные списки в организации здравоохранения, что делать тем, кто находится в отдаленных территориях, где нет лицензированных организаций здравоохранения; можно ли подавать списки в детские поликлиники, где есть сертифицированная лаборатория и т.д.   

    В связи с большим количеством возникающих вопросов, ввиду неопределенности правовых норм и различного толкования Федеральных нормативных актов, учитывая имеющийся практический опыт проведения  тестирования на территории Иркутской области, рекомендуем реализацию задач по социально-психологическому тестированию и межведомственному взаимодействию общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Иркутской области с органами здравоохранения в следующем формате.

  • Социально-психологическое тестирование обучающихся рекомендуется проводить среди лиц, достигших возраста 13 лет. 
  • Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования необходимо проводить в два этапа:
  • Социально-психологическое тестирование. 
  • Профилактические медицинские осмотры. 

          Этапы взаимосвязаны и последовательны. 

     3. Принципы социально-психологического тестирования:

- принцип добровольности;

- принцип анонимности;

- принцип ненаказуемости руководителей образовательных организаций, способствующих выявлению во вверенной организации лиц, подтвердивших факты употребления наркотических средств. Результаты должны быть достоверны и не могут являться основанием для применения мер дисциплинарного наказания.

4. Задачи социально-психологического тестирования на уровне образовательной организации:

- оценка наличия обучающихся «группы риска» и уровня латентности наркопотребления;

- помощь в организации профилактических медицинских осмотров обучающихся в рамках межведомственного взаимодействия; 

- изучение эффективности профилактической работы в образовательной организации в целом и в узких коллективах обучающихся (класс, группа, параллель); 

- корректировка профилактической работы в образовательных организациях.

5. Задачи социально-психологического тестирования на уровне муниципального органа управления в сфере образования:

- оказание помощи подведомственным образовательным организациям в организации и проведении социально-психологического тестирования обучающихся;

- контроль исполнения Федерального закона 120-ФЗ всеми подведомственными общеобразовательными организациями;

- оказание помощи подведомственным общеобразовательным организациям по организации взаимосвязи с органами здравоохранения по подготовке к проведению профилактических медицинских осмотров обучающихся, в том числе по организации подвоза обучающихся;

- оценка общего по муниципалитету контингента обучающихся группы риска и уровня латентности наркопотребления; 

- изучение эффективности профилактической работы на уровне муниципалитета в разрезе подведомственных образовательных организаций; 

- корректировка профилактической работы на уровне муниципалитета.

6. Для организации социально-психологического тестирования в общеобразовательных организациях и  профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Иркутской области, министерство образования назначает регионального оператора тестирования (далее – Региональный оператор).

7. Региональный оператор в целях обеспечения качественной организации процедуры тестирования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, осуществляет следующие полномочия:

7.1.Осуществляет консультационную и просветительскую деятельность по организации и проведению тестирования в образовательных организациях, расположенных на  территории Иркутской области;

7.2.Заключает (при необходимости) соглашения с ОГКУ «Центр профилактики наркомании» министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области об оказании содействия в проведении тестирования в федеральных государственных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области;

7.3.Разрабатывает социально-психологический тест (тесты) (Приложение 11);

7.4.Разрабатывает формы отчетной документации, актов и иных бланков;

7.5.Направляет тесты, формы отчетной документации, актов и иных бланков в электронном виде в муниципальные органы управления в сфере образования, в областные государственные и федеральные государственные общеобразовательные организации, расположенные на территории Иркутской области;

7.6.Устанавливает сроки предоставления отчетности;

7.7.Собирает сводную информацию о результатах тестирования в подведомственных общеобразовательных организациях на территории муниципальных органов управления в сфере образования, а также сводную информацию о результатах тестирования в федеральных государственных общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области с помощью ОГКУ «Центр профилактики наркомании» (по договоренности);

7.8.Получает информацию о результатах тестирования от общеобразовательных организаций, подведомственных министерству образования для свода и дальнейшего анализа;

7.9.Обрабатывает и анализирует полученную информацию о результатах тестирования, запрашивает необходимые для уточнения сведения посредством телефонной и электронной связи;

7.10.Публикует отчет о результатах тестирования на официальном сайте, направляет отчеты и сведения о фактах нарушения (неисполнения) федеральных правовых актов в министерство образования Иркутской области, руководителям муниципальных органов управления в сфере образования, надзорным органам;

7.11.Осуществляет иные функции и полномочия, необходимые для организации и качественного проведения тестирования в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области.

8. Для эффективной организации тестирования в муниципальных общеобразовательных организациях муниципальным органам управления в сфере образования рекомендовано определить ответственное лицо – Муниципального оператора тестирования. Поручить Муниципальному оператору тестирования следующие функции: 

8.1.Обеспечение организации и проведение тестирования в подведомственных муниципальных общеобразовательных организациях;

8.2.Трансляция в подведомственные общеобразовательные организации и контроль получения информации от министерства образования Иркутской области и Регионального оператора тестирования;

8.3.Сбор и обобщение результатов социально-психологического тестирования по установленным Региональным оператором формам;

8.4.Установление межведомственного взаимодействия с органами здравоохранения по организации профилактических медицинских осмотров обучающихся, контроль передачи подведомственными общеобразовательными организациями результатов социально-психологического тестирования в определенные министерством здравоохранения Иркутской области учреждения здравоохранения по Актам передачи результатов социально-психологического тестирования  обучающихся для прохождения профилактического медицинского осмотра;

8.5.Контроль исполнения Федерального закона от 07.06.2013 N 120-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" и Приказа Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658
“Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования” всеми подведомственными общеобразовательными организациями в установленные сроки;

8.6.Обеспечение участия в тестировании обучающихся малокомплектных и удаленных общеобразовательных организаций, обучающихся, находящихся на домашнем обучении, достигших возраста тестирования;

8.7.Осуществление  контроля безопасности подвоза обучающихся, в том числе малокомплектных и отдаленных общеобразовательных организаций в места проведения тестирования, в том числе в территориальные организации здравоохранения для прохождения профилактического медицинского осмотра (II этапа тестирования);

8.8. Направление обобщенных по муниципалитету сведений Региональному оператору тестирования по установленным формам в установленные сроки;

8.9. Осуществление иных функций и полномочий, необходимых для организации и проведения тестирования в муниципальных общеобразовательных организациях.

 9. Муниципальный оператор несет ответственность за своевременность, достоверность и полноту передачи Региональному оператору тестирования сведений о результатах проведения тестирования в подведомственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.

10.    Для организации тестирования в областных государственных и федеральных государственных  общеобразовательных организациях, расположенных на территории Иркутской области, руководителям рекомендовано определить лицо, ответственное за организацию и проведение тестирования. Поручить данному лицу следующие функции:

10.1.Обеспечение организации и проведение тестирования во вверенных общеобразовательных организациях в установленные Региональным оператором тестирования сроки;

10.2.Сбор и обработка результатов социально-психологического тестирования по установленным Региональным оператором формам в установленные сроки;

10.3.Передача  результатов социально-психологического тестирования в определенные министерством здравоохранения Иркутской области учреждения здравоохранения по Актам передачи результатов социально-психологического тестирования  обучающихся для прохождения профилактического медицинского осмотра;

10.4 Осуществление контроля безопасности доставки обучающихся в определенную организацию здравоохранения для прохождения профилактического медицинского осмотра (II этапа тестирования);

10.5.Направление обобщенных по организации сведений Региональному оператору тестирования по установленным формам в установленные сроки; 

10.6. Осуществление иных функций и полномочий, необходимых для организации и проведения тестирования в муниципальных общеобразовательных организациях.

11. Лицо, ответственное за организацию и проведение тестирования несет ответственность за своевременность, достоверность и полноту передачи Региональному оператору тестирования сведений о результатах проведения тестирования.

12. Контроль  исполнения Федерального закона от 07.06.2013 N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ" и Приказа Министерства образования и науки РФ от 16 июня 2014 г. № 658 “Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования” всеми участниками (ответственными лицами) в установленные сроки осуществляет руководитель образовательной организации.

13.Тестирование в образовательной организации осуществляется в соответствии с настоящими рекомендациями. Руководитель образовательной организации издает следующие распорядительные акты:

13.1.Приказ о подготовке и проведении социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (приложение 1).

13.2.Приказ о создании комиссии, обеспечивающей организационно- техническое сопровождение тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ, и об утверждении ее состава (приложение 2). 

14. В установленные распорядительным актом сроки в образовательной организации проводится предварительная работа с обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогами по информированию (разъяснению) целей, задач, принципов, этапов тестирования, об условиях тестирования и его продолжительности и т.д.

 После информирования родителей (законных представителей) и обучающихся руководитель образовательной организации организует сбор добровольных информированных согласий с родителей (законных представителей) обучающихся, не достигших возраста 15 лет, либо добровольных  информированных согласий  обучающихся, достигших возраста 15 лет, на участие в социально-психологическом тестировании и профилактическом медицинском осмотре, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ раздельно (приложения 3,4).

15.На основании полученных добровольных информированных согласий на проведение социально-психологического тестирования  издаются следующие распорядительные акты:

15.1.Приказ об утверждении поименных списков обучающихся для проведения социально-психологического тестирования, направленного

на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (приложение 5).

15.2.Приказ об утверждении расписания тестирования, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, по классам (группам) и кабинетам (аудиториям)(приложение 6).

16.Тесты распечатываются на бумаге одинакового качества, цвета, размера, текст печатается шрифтом 14.

17.При проведении тестирования в каждой аудитории присутствует член Комиссии, допускается присутствие в аудитории в качестве наблюдателей родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в тестировании.

18.Перед началом проведения тестирования члены Комиссии проводят инструктаж обучающихся. В целях получения достоверных сведений во время инструктажа внимание обучающихся акцентируется на:

  • анонимности социально-психологического тестирования;
  • продолжительности тестирования;
  • недопущении использования ручек с цветной пастой, маркеров, фломастеров и иных, кроме шариковых ручек с цветами синего спектра;
  • необходимости выбора всего одного варианта ответа с помощью галочки или подчеркивания напротив вопросов теста;
  • необходимости перед сдачей тестов перевернуть тыльной стороной кверху в целях недопущения утечки информации и нарушения конфиденциальности.

В целях обеспечения конфиденциальности результатов тестирования во время его проведения не допускается свободное общение между обучающимися, участвующими в тестировании, перемещение по аудитории. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность члена Комиссии.

19.Рекомендуемое время тестирования обучающихся общеобразовательных организаций, достигших возраста 15 лет, не более 5 минут. Для обучающихся 13-14 лет и обучающихся областных государственных образовательных организаций для детей, нуждающихся в государственной поддержке, рекомендуемое время тестирования - не более 15 минут.

20.По завершении тестирования члены Комиссии собирают результаты тестирования, которые группируются по возрасту обучающихся (не достигших возраста пятнадцати лет; достигших возраста пятнадцати лет), и упаковываются членами Комиссии в пакеты.

21.Одновременно производится подсчет ответов, результаты тестирования суммируются по возрасту обучающихся (не достигших возраста пятнадцати лет; достигших возраста пятнадцати лет). Комиссия составляет  АКТ  передачи результатов социально-психологического тестирования обучающихся (воспитанников) на предмет выявления обучающихся группы риска по потреблению наркотических средств и психотропных веществ на хранение в образовательной организации.Пакеты передаются ответственному за хранение лицу, которое в Акте визирует подписью факт передачи.

22.Руководители муниципальных образовательных организаций, проводящих тестирование, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивают направление Акты передачи результатов тестирования в муниципальный орган управления образованием (Муниципальному оператору тестирования), на территории которого находится образовательная организация, проводящая тестирование. Передача Актов возможна как на бумажном носителе, так и в сканированном электронном виде. 

23.Результаты социально-психологического тестирования обучающихся (воспитанников)  на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ муниципальных образовательных организаций направляются в муниципальный орган управления в сфере образования в виде сводной таблицы. Передача результатов осуществляется в сканированном электронном виде.

24.Муниципальные органы управления в сфере образования (Муниципальный оператор тестирования) составляют АКТ и передают обобщенные по муниципалитету результаты социально-психологического тестирования обучающихся в виде таблицы Региональному оператору тестирования. Передача Акта возможна как на бумажном носителе, так и в сканированном электронном виде.

25.Руководители  областных государственных общеобразовательных организаций и федеральных государственных общеобразовательных организаций, расположенных  на территории Иркутской области, в трехдневный срок с момента проведения тестирования обеспечивают направление Акты передачи результатов тестирования Региональному оператору тестирования. Передача Актов возможна как на бумажном носителе, так и в сканированном электронном виде.

26.Результаты социально-психологического тестирования обучающихся (воспитанников)  на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ областных государственных общеобразовательных организаций и федеральных государственных общеобразовательных организаций, расположенных  на территории Иркутской области,  направляются Региональному оператору тестирования в виде сводной таблицы в сканированном электронном виде.

27.Руководители образовательных организаций, проводящих тестирование, обеспечивают хранение в течение года информированных согласий и запечатанных пакетов с тестами в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним.

28.Результаты первого этапа передаются по Акту передачи результатов социально-психологического тестирования  обучающихся для прохождения профилактического медицинского осмотра в территориальные организации здравоохранения, определенные министерством здравоохранения Иркутской области. 

29. К результатам социально-психологического тестирования относятся: 29.1.Приказ  об утверждении поименных списков обучающихся для проведения профилактического медицинского осмотра, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

29.2.Добровольное информирование согласие родителя (законного представителя) обучающегося, не достигшего возраста 15 лет на участие в профилактическом медицинском осмотре, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

29.3.Добровольное информирование согласие  обучающегося, достигшего возраста 15 лет, на участие в профилактическом медицинском осмотре, направленном на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

30.У образовательной организации есть право организовать профилактический медицинский осмотр обучающихся независимо от социально-психологического тестирования (статья 53.4. пункт 5. Федерального Закона 120-ФЗ). В этом случае образовательной организации рекомендуется уведомить Учредителя и Регионального оператора за 7 дней до его начала.

31.По итогам проведения социально-психологического тестирования руководитель издает приказ, при необходимости вносит корректировки (изменения) в план профилактической работы.

Рекомендации антинаркотической комиссии в Иркутской области от 19.06.2018г. (п. 2.3 протокола № 2-18).