Проблемы  экологии сегодня  в  числе  первых  забот  жителей  земли.  Защита  и  оздоровление  окружающей  среды – долг  каждого  человека,  где бы  он  ни  жил. Поэтому, разработка и реализация экологических проектов представляется особо важным делом в процессе воспитания подрастающего поколения.

Как же наш коллектив стал участником и победителем в Международной программе «Эко-школы/ Зеленый флаг»?

В 2007 году мы стали победителями на педагогическом форуме «Приангарье» и координатор программы по Иркутской области Людмила Георгиевна Кошкарева обратила внимание на наш творческий коллектив. Мы получили приглашение стать участниками программы «Эко-школы/ Зеленый флаг». Познакомившись с программой, мы поняли что этой же самой работой мы занимаемся в течении ряда лет, но здесь все более систематизировано. Мы построили свою работу на основании семи шагов проекта.

В коллективе МДОУ детский сад ов № 17, как результат многолетнего труда, на основе программы «Эко-школы/ Зеленый флаг» был разработан проект «Вторая жизнь мусора».

Актуальность    проекта заключается  в  том,  что  мы  сумели,  объединив  усилия  взрослых  и  детей,  сформировать  у воспитанников ответственное  отношение  к  окружающей  среде  как к главному  общественному  достоянию  на  основе  принципов  общечеловеческой  морали. 

Проект  помогает  ребёнку  более  осознанно  получать  знания,  развивать  навыки  общения  с  взрослыми. Он хорошо  ложится  в  систему  семейного  воспитания,  так  как  при  необходимости  ребёнку  могут  оказать  помощь родители, старшие  братья  или  сёстры,  бабушки  или  дедушки.  Они  помогают  разнообразить  виды  деятельности,  подбирать  иллюстрации,  литературу,  оформлять  результаты  проекта.

Работая по данному  проекту,  при  незначительных  финансовых  затратах, мы  преобразовали  предметно-развивающую  среду  в  самом  учреждении  и  на его  игровых  участках, повысили  экологическую  культуру  в селе.

Конечный  результат  проекта «Вторая жизнь мусора» – всегда  зримый  вещественный  продукт: создание «Экологического кодекса», альбомы  с  фотографиями,  выставки  рисунков, газеты,  рассказы,  составленные  ребёнком, книга добрых дел,  совместный  труд  взрослых  и  детей  по  украшению  территории  участка.

Наш проект имеет свое продолжение в реализации продуктивной образовательной деятельности  Новожилкинской СОШ, которая также является участником этой программы, но фундаментальные основы закладываются, все-таки, в детском саду.

 Опыт  нашего  ДОУ в экологическом воспитании распространён  на  открытом  районном   семинаре  по  теме: «Партнёрство  дошкольного,  начального  образования:  преемственность  и  пути  их  решения». 

Но мы на этом не остановились: на базе детского сада провели областной семинар «Мы с тобою Земля», и сумели заинтересовать своей работой и привлечь к работе в Международной программе таким образом, что у нас еще 11 учреждений Иркутской области стали участниками программы «Эко-школы/ Зеленый флаг». Перспективность данного проекта состоит именно в преемственности. Полученные знания и навыки в области экологии наши выпускники затем применяют и развивают, обучаясь в школе.

Какие же мы ставили перед собой цели и задачи?

 Цели  и  задачи  проекта:

Цель:

Воспитать у подрастающего поколения любовь и уважительное отношение к окружающей среде и своей малой Родине.

 Задачи:

1)Воспитывать  у  детей  эстетическое  и  нравственное  отношение  к  среде  жизнедеятельности  человека, умение  вести  себя  в  ней.

2) Показать  взрослым  и  детям  влияние  прогресса  и  цивилизации  на    планету  и  выяснить,  как  человек  может  уменьшить  вред,  наносимый  им.

3)Привлечь  внимание  общественности,  родителей и  детей  к  проблеме  изменения и  сохранения  климата. 

4)Вызвать  интерес,  желание  быть  прямыми  участниками  проекта «Вторая жизнь мусора»,  осознать  важность  этой  глобальной  проблемы.

 Планируемый  результат:

1. Привести в порядок санитарное состояние нашего села, и ближайшего леса.

Создать  из  бросового  материала  интересные  и  нужные  вещи, совместно с родителями и детьми: не  только  в  ДОУ,  но  и  на игровых  площадках села,    на  каждой  его улице). Дать этим вещам вторую жизнь.

 - для  музыкальной  деятельности создать  шумовой  оркестр: шумелки,  трещётки,    маракасы,  шуршалки   (  из  бутылочек,  коробочек  из – под  киндер  - сюрпризов);

- двигательной  и  оздоровительной  работы – массажёры  для  различных  частей  тела  из  контейнеров  из  под  киндер-сюрпризов,  дорожки  «здоровья»  из  пробок  от  пластиковых  бутылок,  пуговиц,  зубных  щёток,  безопасными  ориентирами  из  пробок,  которые  служат  многофункциональным,  нетрадиционным физкультурным  оборудыванием  .  

пластиковым  бутылкам  и  банкам  подарить  «вторую  жизнь»,

а  разноцветные  пробки  превратить  в  удивительные  пособия  для  игровой  и  познавательной  деятельности  («модели  времени»,  строительства  замысловатых  «замков»);

- Вернуть  «вторую»  жизнь:

- автомобильным  шинам – ( глядя  на  забавного  ослика  из  автопокрышки,  везущему  упряжь-телегу  из  той  же  самой  покрышки,  трудно  удержаться  от  соблазна  немедленно  приступить  к  воплощению  этой  оригинальной  идеи,  пара  белых  лебедей,  которые  нежно  и  трогательно  расположились  возле  голубого   прудика,   шикарные,  безопасные  резиновые  вазоны,  шагающий  в  «лаптях»  мухомор  послужит  для  детишек  скамеечкой  для  отдыха  и  игр).

- старой железной бочке и тракторному колесу (фонтаны  в  уголке  отдыха  и  экологической  комнате,  украшенные  камнями  и  обрамлённые  свежей  зеленью  и  красной  сальвией,  так  и  манят  к  себе  взрослых  и  детей  своей  свежестью,  яркостью  и  прекрасными   музыкальными   переливами  воды). 

- конным колесам  на бричке  у  «ослика»  и на фургоне  у  деревянной  лошадки, которые  ещё  очень  долго послужат повозкам, наполненным разнообразными  цветами;

-         старым  тазам, мискам с обитой эмалью, которые послужат шляпками для грибов-мухоморов и вазонов для цветов);

-         водопроводным трубам, подержанной арматуре, которые послужат не один год каркасом для зеленой арки на входе в ДОУ;

-         списанным трехъярусным кроватям из ДСП, которые кровати к нам поступили более 30 лет назад, когда вводилось обучение детей с 6 лет. Их нам подарила школа, они до сих пор нам служат верой и правдой. Верхние каркасы в которые складывались эти кровати, были очень громоздкие и не несли никакой жизненно-важной функции, а только загромождали пути эвакуации. Ламинат в очень хорошем состоянии. Мы серьезно задумались и сделали столы-трансформеры, шкафы для игрового материала, экспериментальные уголки и другую мебель с учетом современных требований к предметно-развивающей среде, с соблюдением всех норм СанПина. Не перевелись у нас на селе русские умельцы. Наша мебель ничуть не хуже, чем в рекламных проспектах для дошкольных образовательных учреждений.

 Краткая характеристика проекта (используемые методы обучения и педагогические технологии)

Весь  проект  решается   пошагово,  он  вытекает  из  проблемных  ситуаций,  но  не  навязывается  ребёнку.  Вся  деятельность направлена  на  то,  чтобы  самостоятельно  или  с  помощью  взрослого ребенок мог найти ответы на  вопросы:

     -   Что  мы  знаем  об  этом  объекте?

-         Что  хотим  узнать?

-         Что  надо  сделать  для  этого?

-         Как  надо  это  делать?

В  конце  проекта  обязательно  задаём   вопросы  на  рефлексию:

-         Получилось  ли  то,  что  задумывали?

-         Что  делали  для  этого?

-         Что  можно  было  сделать  по-другому?

-         Что  бы  ты  изменил,  выполняя  такое  задание?

Проект строился на основе следующих стратегических ориентиров:

l ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;

l желание сделать жизнь детей в детском саду более осмысленной и интересной;

l отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения;

l стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка;

В основе проекта лежит опора на поисковое поведение ребенка.

Уникальность нашего проекта состоит в том, что мы используем вторичное сырье и получаем нужные и полезные вещи.

 Продуктами деятельности нашего проекта оформлены: территория детского сада, групповые помещения, лестничные марши, коридоры.

 Если  бы  вторичные  материалы,  не  были   использованы  нами,  а     вывезены  на  свалку  и   утилизированы,  сколько  вредных  веществ  попало  бы в  атмосферу.

Благодаря  смекалке,  творчеству  и  совместному  труду  получили  вторую  жизнь:

-    12  тракторных   старых  покрышек;

-         22  автомобильные  шины;

-         6  колёс  от  старого  гужевого  транспорта;

-         10  тазов  с  отбитой  эмалью;

-         1  плафон  от  старой  люстры;

-         8  ведер  из-под  краски  после  ремонта;

-         20 – ведерок  из-под  майонеза;

-         мишени  для  метания -  стенки  старых  столов;

-         отходы  калиброванного  леса – чурки  ограждение  для  цветочных  клумб;

-         старые  водопроводные  трубы  (20 метров),  отслужившая  свой  век  арматура  (30  метров)  -  арка  при  входе  на  участок  ДОУ  и  многое  другое;

-         4  картины,  украшающие  интерьер  ДОУ,  сделанные  из  бросового  материала  и  отходов  производства;

-         18  лучших  поделок,  представленных  на  выставку  нашли  своё  место  для  украшения  ДОУ  на  стенде  «МДОУ детский сад  ов  № 17»  -  участники  Международной  программы  «Эко-Школы/Зелёный  флаг»

-         из 16 столов-каркасов у нас получилось 32 предмета различной мебели;

-         2 панно из бросового материала на лестничных маршах. 

Наш проект как в процессуальном так и в результативном аспектах отвечает современным образовательным тенденциям, часть который зарегламентирована в ФГТ. Продукты нашей совместной деятельности просты, безопасны, а служить могут долго.

Все работы разнообразны, ведь у каждого ребенка свое видение и фантазия.

В ходе проекта мы учились друг у друга. Удовлетворение  от результатов деятельности дает новые идеи, сближает нас в сотрудничестве.

 Проект во благо и  для сохранения чистоты родной земли, сохранения своей малой Родины прост и понятен и ребенку и взрослому.

В своем проекте мы используем интегрированный метод обучения. Для дошкольных учреждений он является инновационным. Этот метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Примером такого интегрированного занятия является экологический праздник «Мы с тобою, Земля!»

 Мы надеемся что проект «Вторая жизнь мусора» найдет применение не только в нашем ДОУ и СОШ, но и в других образовательных учреждениях.