Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 с. Новожилкино Усольского района Иркутской области

Заведующая: Галина Николаевна Бахитова

Работы на международный конкурс в рамках проекта « Инициатива HSBC и Эко-школ по сохранению климата».

2010/2011 учебный год
Настольная  игра  «Экономная  хозяйка»

                                                    (для  детей  старшего  возраста)

 

Цель  игры:  Закрепить  понятие  детей:

  1. о  пользе  экономного  расходования  электроэнергии  на  кухне;
  2.  как  на  бытовом  уровне  можно  внести  личный  вклад  в  снижении  вредных  выбросов  от  производства  электроэнергии,  уменьшить  вред,  наносимый  природе,   способствовать  сохранению  климата  на  планете. 

Игровой  материал:  Разрезные  карточки  с  изображением  символов,  игровое  поле  из  5  секторов.

Предшествующая  работа  с  детьми:

-Беседа:  «Что  мы  знаем  о  бытовой  технике»,

-Исследовательский  проект  «Электричество», 

-Родительское  собрание (вместе  с  детьми)  «От  лучины  до  лампочки»,

-Решение  проблемных  ситуаций  через  экспериментирование  (дома  с  мамой  или  папой)  а) в  какой  кастрюле  быстрее  закипит  вода?  (с  крышкой  или  без  крышки);  как  дольше  сохранить  горячую  воду?

-Игра-наблюдение:  Определить дома  с  папой , выгодно  ли  расположен  холодильник  на  вашей  кухне?

Игровые  действия:

-         выслушать  вопрос  педагога,

-         найти  соответствующий  символ,

-         поставить  на  сектор  игрового  поля  и  дать  объяснение

-         за  правильный ответ  ребёнок  получает  зелёный  жетон

-         игрок,  получивший  5  жетонов  считается  победителем  и  экономным  хозяином  или  хозяйкой.

 

 

 Символы  см.  в  приложении  № 1.

Вопросы  к  играющему:

-         суп  варить  будешь  с  закрытой  крышкой  или  без  неё?

-         где  вода  дольше  будет  горячей?  (чайнике  или  термосе)

-         Будешь  брать  необходимые  продукты  из  холодильника   сразу  или  каждый    отдельно,  когда  готовишь обед?

-         Поставишь  на  конфорку чайник  и  включишь  печь?  или  вначале  нагреешь  конфорку  и  поставишь  чайник?

-         установишь холодильник  дальше  от  источника  тепла  или  ближе?

    

                              Приложение  к  игре  на  3-ой  странице

                                         

                                                                    Составители:

                                           воспитатель  МДОУ  детский  сад  ов  №17               

                                                с. Новожилкино  Усольского  района

                                                      Сычева  Валентина  Петровна

                                             зам. завед. Дубенкова  Любовь  Павловна

          Игра - путешествие «Земля- наш общий дом».

 

Цель: Показать Землю, как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом, как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей, ответственности за сохранение нашего общего дома.

Материал: глобус, панно с изображением лесной полянки, на нем: муравейник, пенек, ромашка – на магнитной доске, к нему картинки с магнитами: улитка, жук, муравьи, божья коровка.

 

Примерный ход:

 

(Перед детьми – глобус)

Прочесть стихотворение:

 

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

 

Моря и реки, леса и горы, деревни и города… Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы, насекомые и рыбы, птицы и животные.

Да, ребята, много живых существ живет в нашем общем доме, всех не перечислишь. Отгадайте некоторые из них:

Под сосною у дорожки

Я стою среди травы.

Ножки есть, но нет сапожек,

Шляпка есть, нет головы.

(Гриб)

Я – капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад наклониться,

А имя дала мне родная землица.

(Земляника)

недотрога, весь в иголках,

я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери.

(Еж)

На луговой клеверок

Опустился вертолет.

Золотистые глаза.

Отгадайте кто я?

(Стрекоза)

Белым шариком пушистым

Я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок –

И остался стебелек.

(Одуванчик)

Что же это за девица,

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель)

Вот сколько замечательных соседей живут с нами на Земле!

Сможет ли человек жить один на Земле? Без птиц, животных, насекомых, рыб, деревьев, цветов, ягод, грибов и многого другого? Конечно же, нет!

Хотя человек на Земле – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех, но в этом и его беда. Человек на самолете летает выше орла, экскаватором копает землю глубже крота, на поезде ездит быстрее оленя, дом строит из кирпичей быстрее бобра. Но из-за того, что человек сильный, он стал в некоторых местах причиной гибели природы:

О природе люди думать перестали,

И лесные жители обижаться стали:

На охоте люди птиц, зверей стреляют,

И деревья все подряд часто вырубают.

Реки засоряют, травы выжигают,

И о жителях лесных ничего не знают.

Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направить на охрану и защиту природы на планете Земля.

Чтобы сберечь нашу планету, надо быть умным и добрым человеком – Великаном. Вот таким, о котором говорится в этом стихотворении:

Я шагаю по лужайке –

Великан в трусах и в майке,

Сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик.

Вот квартирка для жука –

Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Вот цветок ромашка,

В нем живут букашки.

Эта малая страна

Вся кругом заселена!

Если я, великан, захочу,

Как лихой ураган налечу,

Все дома я могу разломать,

Всех жильцов я могу растоптать!

Если я захочу…

Только я не хочу!

Я – добрый Великан!

(во время чтения на панно выставляются картинки).

 

Ребята, давайте с вами будем добрыми великанами. А чтобы сберечь нашу планету Земля, как вы будете защищать и охранять природу.

-         Я буду сажать цветы и деревья, - сказал Тима.

-         А я не буду бросать мусор на улице, - сказала Марьяна.

-         Я не буду забывать закрывать кран, чтобы водичка зря не бежала, - сказала Вика.

Какие добрые Великаны!

Если каждый из нас будет совершать добрые дела, тогда и наша планета будет чистой, красивой и сохранится на много, много лет такой.

Средняя группа

Воспитатели: Сезик Ольга Михайловна, Дятлова Эмма Карловна

МДОУ д/с ов № 17 с. Новожилкино Усольского района Иркутской области

Экологический праздник

Тема: «Природа – наш дом родной»

 

Цель праздника: Создать у детей радостное настроение в праздничный день. Закреплять желание конкретными делами и поступками. Украшать свою Землю, беречь и любить ее.

Закрепление полученных знаний о бережном и заботливом отношении к природе. Воспитывать бережное, заботливое отношение к деревьям, желание любоваться ими и охранять их.

 

Под песню на музыку Б. Савельева, слова П. Пляцковского «Мир вам, люди» (грамзапись) дети входят в зал и садятся.

 

Ход:

 

I часть. Игра «Разрезанные картинки»

 

На одном из столов разложены картинки с изображением озера, поляны с цветами и леса. У каждой картинки свой фон. (голубой – озеро, поляна – желтая, лес - зеленая).

Задание: Взять по фрагменту картинки, создать одну целую.

Что общего, между этими картинками? Это природа!

Дать понятие:

  1. В морях и океанах вода соленая, она не пригодная для питья;
  2. В озерах, реках, прудах – пресная, после очистки ее используют как питьевую;
  3. В лесу и на полях растут растения, редкие, занесенные в Красную книгу.

II часть. Музыка «Добрый день» Я. Дубравина:

Воспитатель:

Весною солнышко печет,

Ручей журчит – течет.

Ручейки сливаются

В озеро превращаются.

- Ребята, откуда появляются весной ручейки (из снега, изо льда). Потому что пригревает яркое, теплое солнышко. «Выйди солнышко, выйди красное».

Так весной закликают солнышко.

Давай и мы позовем солнышко: «Выйди солнышко, выйди красное». (Во время заклички на центральной стене поднимается солнышко). А вот и взошло наше солнышко. Все вы знаете, что солнце, воздух и вода – наши лучшие…» (друзья).

Появляются Кикимора и Леший.

Кикимора: - Ты хоть чего-нибудь плохого сделал сегодня?

Леший: - Да я с самого утра старался. Где твоя книга «Злых дел»? Ты все туда скорее запиши.

Кикимора: - Да что ты сделал?

Леший: - Чтоб речушка стала мелкой, я набросал хлам: доски и опилки, ведра и бутылки, птиц и рыб разогнал, воды намутил.

Кикимора: - Хи-хи-хи, ну ты молодец! Давай запишем.

(достают грязную, лохматую книгу, огрызок карандаша и пишут).

Вместе читают: - «Панорама злых дел».

(Убегают).

Входит речка:

Я болею, я мелею, погибаю, умираю,

У меня беда, грязная вода.

Люди, как не стыдно вам,

Набросали всякий хлам:

Доски и опилки, ведра и бутылки.

Не ступить ногой на дно.

Все засорено оно.

Мертвая речная гладь,

Даже чаек не видать.

Улетели птицы от такой водицы.

Окуни и судак, все уплыли из реки.

Не увидишь и ерша, как вода не хороша.

В.И. Мирясова

Можем мы помочь речке? А как?

Дети: - Очистить речку

-         Поставить знак «Мусор в речку не бросать».

Аттракцион (дети в ведра собирают мусор).

Речка: - Спасибо, мои маленькие друзья, за помощь. Я некогда Вам этого не забуду, отблагодарю вас. Вода моя теперь стала чистая. А я потекла дальше!

Вбегают Леший и Кикимора.

Леший: - А ты-то Кикимора что натворила?

Кикимора: - Я-то – березу сломала, муравьев разорила, цветов набрала целую кучу и разбросала. А еще птичьи гнезда разорила.

Леший: - Ха-ха-ха! Давай запишем. (Убегают).

Входит лесник:

Знайте, дети, что лес не забава

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы,

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята.

Где росток ты увидишь простой

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк или малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод,

Так, пожалуй считать – не сочтешь!

А вот в нашем лесу кто-то напроказничал. Вот березку сломал, муравейник разорил, самые редкие цветы, занесенные в «Красную книгу» сорвал и разбросал. Кто это мог быть? (Ответы детей – Леший, Кикимора).

Лесник: - Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Может придумаем таблички и расставим в лесу для людей. Какие?

Дети: - В лесу надо быть очень внимательными.

  1. Не шуметь, нельзя кричать.
  2. Ходить следует по дорожкам, тропинкам
  3. Не ломать ветки.
  4. Сажать молодые деревца.
  5. «Не навреди, а сохрани».

 

А какую пользу приносит лес людям?

Дети: - Чистый воздух, спасает Землю от засухи, защищает урожай, украшает землю.

Лесник: - Молодцы, ребята. Давайте вместе исполним песню «Это называется природа» (музыка Чичкова, слова М. Пляцковкого)

Входят Кикимора и Леший.

Воспитатель: - Кто вы такие?

Леший и Кикимора: - Все нас знают и боятся.

Воспитатель: - Ребята, разве мы будем таких злодеев в детском саду терпеть?

Леший: - Да вы посмотрите сколько мы за день переделали дел (достает книгу).

Воспитатель: - «Панорама злых дел». Сколько же вы беды Земле причинили? Деревья сломали, муравейники разорили. Так если все всё будут уничтожать, рвать, ломать, так ведь и жизни на Земле не будет. И нас не будет. И вас не будет.

Леший: - А что теперь нам делать?

Воспитатель: - Хотите  помочь  Земле  нашей, так надо делать добрые дела, Землю беречь и любить надо, «Панораму добрых дел» заводить надо, как у наших ребят. Согласны?

Воспитатель: - Вот и хорошо. Вместе добрые дела делать веселее. Землю цветами украшать.

Так будем беречь свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Под музыку Ю.Антонова, слова М. Пляцковского «Не рвите цветы, не рвите!» дети покидают зал.

 

Старшая подготовительная группа

Воспитатели: Попова Лариса Алексеевна, Люшакова Надежда Анатольевна

МДОУ д/с ов № 17 с. Новожилкино Усольского района Иркутской области

 

Сценарий сказки «наизнанку

«Серая Шапочка»

 

Цель: выявить и обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, обратить внимание на экологически неграмотное поведение в лесу. Дать представление об источниках загрязнения окружающей среды; воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней, воспитывать чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы, экологическую культуру.

Содержание:

Ребята, к нам пришло письмо от волка. Он хочет рассказать сказку про Серую Шапочку.

Сказка «Серая Шапочка».

Жила-была девочка. Звали ее Серая Шапочка. Она была внучка Красной Шапочке. Каждый день Серая Шапочка ходила в гости к своей бабушке Красной Шапочке, которая жила в лесу. По дороге к бабушкиному дому Серая Шапочка рвала цветы, громко пела песни, топтала грибы. Пирожки она носила в пластиковых пакетах, масло в пластиковой посуде. После прихода к бабушке все это валялось возле дома. С годами столько мусора накопилось, что бабушкин дом можно было заметить издалека, по свалке под забором.

Бабушка не раз просила внучку убрать мусор, но Серой Шапочке не очень-то хотелось заниматься таким скучным делом. Волк сколько раз грозился выселить бабушку из леса, но не мог – он был слишком добрым. Он ходил по лесу собирал пакеты, фантики, банки, но лес такой большой, что ему трудно одному справиться. Поэтому волк просит помочь ему сохранить лес, так как от мусора гибнут растения, животные, случаются пожары.

 

Физминутка: «Путешествие в лес».

 

Здравствуй лес, прекрасный лес!

Широко развести руки в стороны.

Полный сказок и чудес!

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою?

Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.

Все открой, не утаи,

Широко развести руки в стороны.

Ты же видишь – мы свои.

Прижать обе ладони к груди.

Широко развести руки в стороны.

 

Давайте поможем Волку сохранить лес. Развесим знаки: «Что нельзя делать в лесу».

(См. Приложение № 1)

А Серой Шапочке предложим мусор рассортировать, и подарить мусору вторую жизнь.

Что можно сделать из пластмассовых бутылок?

1)    клумбу для цветов возле дома бабушки, чтобы не рвать цветы, а самим выращивать;

2)    кормушки для птиц;

3)    массажёр из футляров от киндер-сюрпризов;

4)    стаканчики для рассады;

5)    связать коврик из полиэтиленовых пакетов и сумку для пирожков и масла, которую можно использовать много раз.

 

Серой Шапочке ваши предложения очень понравились. Она с удовольствием все выполнила.

Волк очень благодарен вам, ребята. Теперь они с Серой Шапочкой и с ее бабушкой следят за чистотой и порядком в лесу. На тропинке, где ходила Серая Шапочка, вновь появились цветы, а бабушка подарила Серой Шапочке красную шапочку и она стала добрая и послушная.

 

Воспитатель Шульгина Татьяна Михайловна МДОУ детский сад ов

№ 17 с. Новожилкино Усольского района Иркутской области