Уже в мае 2013 года на общественное обсуждение был вынесен проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования, который с 2015 года должен изменить принципы работы детсадов: по сути, это обновленная программа принципов воспитания и обучения, позволяющая ребенку с ясельного возраста быть мотивированным на жизненный успех.

Зачем вообще нужен ФГОС для детсадов? Существовавшие в советское время стандарты в дошкольном, как и в общем, образовании за три последних десятилетия разрослись до множества методических программ и наработок. В итоге одни дети покидают детсад, бегло читая, родители других берут эту функцию на себя. Привести к единому знаменателю два главных компонента дошкольного образования: как воспитывать и чему учить дошколенка - и призваны стандарты.

Одна из основных проблем дошкольного образования в том, что фактически каждый детсад готовит ребенка к школе по своей программе. Поэтому ФГОС нужен хотя бы для того, чтобы дети после садика были одинаково хорошо готовы к школе, независимо от качества домашнего воспитания в семье и других факторов. Да, школа предъявляет к первокласснику определенные требования: читать, писать, владеть логикой, но как педагогам-дошкольникам отвечать на них без единых программы и стандарта?

Создатели ФГОС для детсадов утверждают, что его целью является найти баланс между обучением навыкам, воспитанием и игрой, т. е. гармоничное развитие современного ребенка. Поэтому проект программы физического развития дошкольников разработала президент Федерации художественной гимнастики России Ирина Винер, а консультантом при разработке «методичек» по музыкальному образованию детей был известный пианист Денис Мацуев.

Разработчики «детсадовского» ФГОС четко говорят: стандарт, помимо определения комфортных условий для воспитания дошкольника, должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важнее развивать память, внимание, мышление, воображение: не сад должен готовить ребенка к школе, а школа - готовиться к ребенку: вундеркинду, проблемному в социализации, недостаточно развитому и пр.

Вот только по каким критериям это делать, кроме возрастных? Понятно, что та же программа физкультуры на севере должна быть одного рода, а у нас, на юге, - другого. Надеемся, создатели дошкольного ФГОС учли и этот региональный компонент - он разрабатывался с участием педагогов и психологов, которые будут работать непосредственно со стандартами. В программе стандартов учли и принцип гетеросинхронности: одни дети стартуют быстро, а кто-то раскачивается медленно, но потом делает рывок вперед.


Еще один риск, которого опасались педагоги-дошкольники: создание программы и стандартов развития детства по образу и подобию программ школы: с переносом урочной системы в детсадовские будни. Проще говоря, копирования ученической жизни в стенах дошкольного учреждения с подобием ЕГЭ или тестовых экзаменов при выпуске из детского сада - хотя, конечно, любые испытания категорически запрещены.

При работе над «детсадовскими» стандартами разработчики проводили мониторинг мнения родителей об ожидаемых результатах от дошкольного образования. Согласно ему около половины мам и пап уверены: уже с трех лет надо заниматься всем - от иностранного языка до спорта. Едины родители и в плане точки зрения на дополнительное развитие: бассейн, уроки скрипки, рисование-лепка-конструирование и пр. И лишь меньше десяти процентов семей ставят на первое место требования безопасности пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Если говорить о дополнительных образовательных услугах, важно соблюсти золотую середину. Дошколенок еще толком не говорит по-русски, а ему уже предлагают учить французский язык - при этом фонетика у двух языков разная: грассирующее произношение, которому его учат на одном занятии, становится предметом борьбы на занятии с логопедом. Есть и еще один важный вопрос: сейчас, когда зарплаты в дошкольном образовании подросли, как будет оцениваться наше качество работы и ее эффективность?

Последнее – главный камень преткновения экспертов и создателей ФГОС дошкольного образования: в раннем возрасте тестирование детей недопустимо, и к этому вопросу пришлось подойти крайне взвешенно.